Не бывает вечных вещей. Особенно это касается постоянно эксплуатируемых устройств. Поэтому никого не удивляет потребность произвести ремонт крана, которая периодически встает перед домохозяином.
Этот незаменимый в повседневной жизни предмет настолько стал привычным для нас и настолько стали привычными его традиционные неполадки, что о них, кажется, известно практически все. Однако когда кран начинает течь или, напротив, не пропускать воду, вдруг оказывается, что правильно и быстро (а в случае с водопроводом от скорости устранения неисправностей во многом зависит сохранность собственной квартиры и отношения с соседями) починить его могут далеко не все.
Поэтому, наверное, многим полезно узнать, в чем состоят особенности ремонта этого устройства. Тем более что это совсем несложно.
Основные неисправности
Одновентильный кран и двухвентильный смеситель относятся к относительно простым в техническом плане приспособлениям. Также достаточно прост по конструкции и рычажный смеситель, работа которого основана на применении специального смешивающего картриджа. Во многом по этой причине все они характеризуются небольшим количеством стандартных неисправностей.
С какими же неполадками, из-за которых приходится проводить ремонт крана, чаще всего сталкивается потребитель? Это, прежде всего, протекающая вода при плотно закрытом вентиле, а также ее постоянное протекание из-за невозможности закрыть кран вследствие свободного вращения рукоятки.
Как правило, к указанным неисправностям приводят следующие технические проблемы:
- изношенность уплотнительной резиновой прокладки;
- забивка сальника;
- изношенность или механическое повреждение резьбы шпинделя;
- накопление на прокладках известковых отложений из воды;
- возникновение трещин.
Материалы и инструменты
Для того чтобы быстро и качественно вернуть работоспособность поломанному устройству, рекомендуется приготовить следующие инструменты:
- гаечный ключ;
- разводной ключ;
- плоскогубцы;
- шлицевая отвертка;
- нож строительный;
- ремкомплект прокладок.
Вентильный смеситель
Самой простой представляется починка старого водопроводного крана с одним вентилем (рис.1).
Прежде всего, перекрывается поступление воды. С помощью отвертки необходимо аккуратно снять декоративную пластиковую (металлическую, керамическую) заглушку на вентиле. Открутив винт, снимают «барашек». Затем гаечным (разводным) ключом следует открутить буксу, вращая ее против часовой стрелки.
Замене подлежит резиновая уплотнительная прокладка, которая находится на нижней половине кран-буксы. Для того чтобы снять прокладку с блока, придется открутить винт, удерживающий ее. На место изношенной (поврежденной) резиновой детали устанавливается новая из ремкомлекта. Ее прикручивают винтом, после чего буксу, вращая по часовой стрелке, плотно вкручивают в корпус устройства. В завершение на место устанавливают ручку вентиля, прикручивают ее винтом и надевают заглушку.
Стоит отметить, что на устаревших моделях часто стоит прокладка из пластика, защищающая механизм от просачивания воды между буксой и корпусом крана. Данная прокладка тоже может оказаться поврежденной. В этом случае ее следует заменить.
Более современными являются конструкции с прокладками из технической керамики. Замена их несколько отличается от замены резиновых уплотнителей в старых моделях.
Начальная часть демонтажа кран-буксы с керамическими уплотнителями практически идентична разборке буксы с резиновой прокладкой. После того как ее выкрутят из корпуса, с ее нижней части можно снять сначала вспомогательную резиновую прокладку, а затем и два керамических уплотнителя, расположенных под ней.
При снятии керамики обязательно следует запомнить, в каком положении уплотнители находились до демонтажа. Дело в том, что эти прокладки сориентированы по специальным пазам, и если установить новые не на положенное место, то ошибка в результате приведет к тому, что открываться/закрываться вода будет в направлении, противоположном обычному. Иными словами, открытие крана будет производиться при вращении вентиля по часовой стрелке, а закрытие – при вращении против часовой стрелки.
Для того чтобы снять прокладки, придется открутить ограничительный винт, имеющийся на поворотном штоке. Данный винт предназначен для регулировки угла поворота керамических прокладок.
После того как винт будет выкручен, шток извлекается из корпуса. Теперь можно заменить изношенные прокладки. Их аккуратно срезают строительным ножом, на освободившееся место устанавливают новые уплотнители. В заключение обновленный шток ставят на свое место и фиксируют его ограничительным винтом.
Отремонтированную таким образом кран-буксу вкручивают в корпус смесителя. Закручивание производится до упора. После этого буксу зажимают гаечным ключом на 2 оборота, устанавливают «барашек», закрепляя его винтом, и размещают заглушку.
Особенности ремонта
Размышляя о том, браться ли за реставрацию рычажного смесителя собственными силами, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что такая работа требует определенного опыта.
Если же неспециалист все-таки решается на ремонт своими руками, он должен помнить, что менять изношенные запчасти следует только на аналогичные, чтобы не допустить порчи всего устройства.
Главное отличие такого крана (рис.2) от вентильного варианта состоит в использовании в его конструкции специального картриджа, с помощью которого осуществляется одновременная регулировка холодной и горячей воды.
Разборка для проведения ремонта начинается со снятия колпачка, который имеется на ручке. Регулировочная ручка выводится в верхнее положение, при этом ее отверстие должно быть совмещено с внутренним фиксирующим винтом. Затем ручку следует демонтировать и извлечь картридж из корпуса.
Далее картридж следует внимательно осмотреть на предмет возможных дефектов, признаков изношенности прокладок уплотнения. При обнаружении негодности прокладок их необходимо заменить. После установки нового уплотнителя изделие собирается в обратном порядке.
Также возможен износ резиновых уплотнителей в месте соединения переливного гусака с корпусом смесителя. В этом случае отворачивают гайку-фиксатор и аккуратно извлекают гусак из корпуса, немного проворачивая его в разные стороны.
Далее проверяются резиновые уплотнители на наличие указанных выше дефектов на их поверхности. Если признаки износа присутствуют, резиновые кольца следует заменить. После этого гусак устанавливается на место и зажимается фиксирующей гайкой.
В целом описанные операции не представляют собой особых сложностей для людей, которые все делают аккуратно и с соблюдением всех технологических правил. Только в этом случае можно рассчитывать на качественный результат.