Любой хозяин сталкивается с неожиданной поломкой водопроводного крана. Это происходит неожиданно и в самый неподходящий момент. Возникает вопрос, как починить кран.
В наше время смесители для кухни и ванны имеют разную конструкцию и происхождение. Меняются формы и дизайн сантехнического оборудования. Однако общие правила, как починить кран, сохраняются. Такую операцию может провести практически любой человек своими руками.
Конструкция кранов
Любой водопроводный кран или смеситель состоит из корпуса, запорного (регулирующего) механизма, излива (носика) и управляющего элемента (ручка, рычаг). Главную роль в кране играет запорный механизм, который и определяет основные различия кранов. По принципу действия этих механизмов различают вентильные и шаровые краны. Кроме того, по способу управления краны (смесители) подразделяются на одновентильные, двухвентильные и однорычажные. Кран с одним вентилем управляет только одним потоком воды (холодная или горячая), а кран (смеситель) состоит из двух одновентильных систем. Кран с одним рычагом управляет двумя потоками воды за счет нажатия или поворота одного рычага, что обеспечивается конструкцией запорно-регулирующего механизма.
Вентильная система основана на возвратно-поступательном движении червячного штока при вращении управляющего элемента. Самая простая конструкция включает кран-буксу, которая прижимает с разным усилием резиновую прокладку к вводу воды. Более сложная современная конструкция основана на применении керамической кран-буксы. Такая кран-букса имеет две пластины с просветом. При совмещении просветов поток воды направляется в излив.
В шаровых кранах в качестве запорно-регулирующего элемента применен картридж в виде шара. В шаре просверлено сквозное отверстие. При совпадении этого отверстия с отверстием, через которое подается вода, поток подается в излив. Такой же принцип действия заложен и в однорычажных кранах (смесителях). В этом случае в картридже сделано три отверстия. Путем поворота его в разных направлениях обеспечивается подача разных потоков воды. Картридж обычно керамический.
Корпус любого крана имеет три основные зоны: входная зона, где кран совмещается с водопроводной водой; выходная зона, которая иногда совмещена с изливом; зона седла. Седло – это ответственный элемент в виде отшлифованного ровного участка с отверстием, соединяющим входную и выходную зоны. В седле обеспечивается регулирование потоком воды за счет прижатия запорного элемента к площадке седла с разным усилием. В этой же зоне выполнен прилив, имеющий отверстие с резьбой для установки вентиля.
Вентильный кран-букса
Наиболее распространенная кран-букса (вентиль) состоит из корпуса (буксы); червячного шпинделя; направляющей муфты; штока с площадкой для крепления прокладки; прокладки и сальника. Шпиндель с червячной резьбой перемещается внутри буксы, имеющей аналогичную внутреннюю резьбу. Один конец шпинделя имеет форму квадрата или шестеренки для установки ручки, а на торце – отверстие с резьбой для крепления ручки. На другом конце шпинделя выполнен паз для установки штока. В этот паз устанавливается шток, который при вращении шпинделя поступательно перемещает площадку с прокладкой. Прокладка крепится к площадке штока винтом. Для направления движения штока в буксе может устанавливаться муфта, однако есть вентили без этого элемента.
Герметизация шпинделя в буксе осуществляется гайкой сальника. Она вкручивается в буксу сверху. Гайка имеет сальниковую уплотнительную набивку из пакли. Между гайкой и буксой укладывается резиновая прокладка. Все детали обычно изготавливаются из латуни или бронзы.
Принцип действия вентиля прост. При повороте ручки крана вращательное движение передается шпинделю, который, вращаясь по неподвижной буксе, одновременно перемещается поступательно. Это поступательное движение передается свободно установленному в пазе штоку. Резиновая прокладка, закрепленная на площадке штока, прижимается к площадке седла крана, перекрывая отверстие.
Виды неисправностей
Самая распространенная и простая неисправность – небольшая течь из носика крана после полного закрытия. Такое случается из-за износа резиновой прокладки. Плохая (неплавная) регулировка потока воды может стать следствием повреждения прокладки; частичного перекрытия отверстия седла крана элементами прокладки или другими частицами, попавшими с водой; частичного износа резьбы шпинделя.
Сильная течь воды может быть вызвана как разрушением прокладки, так и повреждением резьбы шпинделя или буксы. Повреждение резьбового соединения шпинделя и буксы может вызвать заклинивание вентиля.
Протечка воды может наблюдаться в зоне входа шпинделя в буксу. В этом случае причина заключается в повреждении резиновой прокладки между гайкой сальника и буксой или сальниковой набивки между шпинделем и сальниковой гайкой. Протечка воды в месте крепления вентиля к корпусу крана вызвана износом резиновой прокладки, установленной между вентилем и краном.
Иногда причиной невозможности полного закрытия потока воды становится повреждение площадки седла крана. Такие повреждения, как правило, не подлежат ремонту.
Замена резиновой прокладки
Наиболее часто наблюдается износ резиновой прокладки запорно-регулирующего механизма, что особо заметно для горячей воды. Резина находится в тяжелых условиях и, естественно, подвержена значительному износу, а порой и разрушению. Причем при ее разрушении возможно попадание отдельных кусочков резины в зону регулировки, что мешает плавному регулированию потока. При износе прокладку следует заменить. Для регулярной замены целесообразно иметь стандартный набор резиновых прокладок.
Замена резиновой прокладки производится в следующем порядке. Перекрывается подача воды в квартиру. Пользуясь разводным или гаечным ключом, откручивают прижимную гайку. Вручную выкручивается шпиндель из буксы в сборе со штоком. Откручивается крепежный винт и снимается изношенная прокладка с площадки штока. Устанавливается новая резиновая прокладка и закрепляется винтом. Шпиндель в сборе обратно вкручивается в буксу. Устанавливается прокладка между гайкой и буксой. Прижимная гайка закручивается в кран. Включается вода и проверяется герметичность соединения.
Ремонт повреждений шпинделя
Иногда перекрыть воду полностью не удается из-за повреждения резьбы штуцера. В том случае, если основной участок резьбы не нарушен, можно продлить срок службы такого вентиля. Отремонтировать кран можно установкой утолщенной прокладки. Такая прокладка уменьшит длину необходимого перемещения шпинделя, тем самым будет задействована только хорошая часть резьбы. Шпиндель в сборе извлекается аналогично простой замене прокладки. Снимается прокладка, даже если она не повреждена. Устанавливается утолщенная резиновая прокладка. Такая прокладка может быть вырезана из куска резины нужной толщины. В центре ее протыкается шилом отверстие для винта. Резиновая прокладка закрепляется на площадке штока.
Сальниковая набивка
При протечке воды в зоне выхода шпинделя наружу или при небольшом повреждении резьбы буксы починить водопроводный кран можно, сделав новую сальниковую набивку. Для этого после перекрытия воды необходимо вывернуть сальниковую гайку (втулку). Сама гайка выкручивается разводным или гаечным ключом, но при обязательном условии неподвижности буксы. Ее следует придерживать вторым ключом. С помощью шила извлекается кольцо сальника.
Затем необходимо дополнить набивку или полностью ее заменить. Для набивки используются льняные нити, которые туго наматываются на резьбу по направлению закручивания втулки. После каждого витка следует нить уплотнить с помощью отвертки в канавке резьбы.
Набивка после намотки пропитывается маслом.
Инструментарий
Для того чтобы решить вопрос починки крана, необходимо приготовить следующий инструмент:
- набор гаечных ключей;
- ключ разводной;
- плоскогубцы;
- отвертка;
- тиски;
- нож;
- ножницы;
- шило.
Любому хозяину хочется, чтобы сантехника работала исправно и надежно. Знание о том, как отремонтировать кран своими руками, поможет поддерживать сантехнику в рабочем состоянии.